История голкипера Владислава Фокина выглядит невероятной. Казалось, что ему уготована роль второго голкипера на всю карьеру. До тридцати лет он оказывался за спинами разных голкиперов. Эпизодически выходил защищать ворота “Трактора” в плей-офф. В серии с “Атлантом” еще при Андрее Назарове. Позднее в противостоянии с “Барысом”, когда челябинцы вытянули первый раунд в седьмом матче.
Вряд ли, какой-либо другой голкипер выстоял после стольких лет недоверия тренеров. Тут бы любого подкосило. Своего рода краш-тест судбы. Но в прошлом сезоне Владиславу выпал шанс и он его использовал. Причем выдавал порой феерические матчи. Четырежды сыграл на ноль. Все это привело к тому, что в Ханты-Мансийске ему предложили продлить соглашение на новый сезон.
- Как возник вариант с “Югрой”?
- В прошлом сезоне у меня закончился контракт с “Трактором” и мне позвонил Андрей Зуев. Рассказал, какой будет тренерский штаб: Пал Палыч (Езовских – прим. авт.), Олег Анатольевич (Давыдов прим. авт.). Георгия Гелашвили рассматривали на роль основного голкипера, а меня позвали вторым.
- Опять вторым.
- Да звали больше на подмену.
- Не пугало, что отправляешься в команду, где был не определен состав, а главный тренер еще никогда не работал в КХЛ?
- Так у меня и вариантов особо не было. Я в “Тракторе” сколько лет просидел – не играл. Ехать в Высшую лигу или куда-то вторым снова доказывать? Так что я особо не задумывался, какие там могут быть проблемы.
- Насколько для тебя это было рискованно? Ты до этого играл только в родном городе.
- Надо было что-то менять. Хоккейная жизнь такова, что не всегда на одном месте ты будешь играть. Чуть страшновато было, что первый раз уезжал играть в другой город. Только в 18 лет меня отправляли в аренду в Лениногорск, а в остальном играл либо в “Тракторе”, либо в “Мечел”.
- Большую роль в переходе сыграл звонок от Андрея Зуева?
- Конечно, я его давно знаю. Все тренеры в “Югре” были челябинские, которые меня знали. В такую команду полегче ехать, чем к незнакомым тренерам. Так что я согласился без задней мысли. Андрею Александровичу не пришлось меня долго уговаривать. Я работал с ним в “Тракторе”, представлял, что он будет требовать, какой будет у него подход.
Несмотря на то, что тебя приглашали на роль запасного вратаря, ты сумел стать первым номером.
- Ну не совсем основным, мы с Георгием равное количество игр провели. Были серии по три-четыре игры, когда выигрываешь, тогда вратарей не трогали. А так даже иногда менялись после побед постоянно. Конечно, я еще за один сезон столько много игр не проводил. Для меня это очень полезный опыт. Буду двигаться в таком же направлении. Может, тяжело будет играть весь чемпионат, тем более такой плотный. Но будем готовиться, тренироваться, чтобы выдерживать.
- Твоя уникальность именно в том, что ты после стольких лет проведенных на лавке, стал основным голкипером клуба КХЛ.
- Я же говорю, что если вратарь ловит шайбу, то он ее будет ловить. Просто хоккей такая штука, можно попасть в струю в двадцать лет, а можно сидеть до тридцати. Это зависит от случая, от тренера.
- По вратарским меркам тридцать лет – это немного?
- Это самый такой возраст, когда ты должен показывать себя.
Сумасшедший старт, громкие победы
- Какие были первые ощущения от “Югры”?
- Я вот не понимаю, почему говорили, что команда развалена. Финансирование было небольшое, но и не мизерное. Зарплаты платили всегда вовремя, задержка была максимум пять дней. Так что никаких неудобств не ощутил. Я приехал, сразу включился в рабочий процесс. Начались сборы, затем мы отправились в Чехию, потом в Сочи. А там уже и сезон начался. В этом году за первый месяц мы провели двадцать или тридцать игр.
- Перед сезоном многие говорили, что “Югра” будет глухим аутсайдером. На вас это давило?
- Да нет, мы не обращали внимание. Всем надо было показывать результат. У кого-то последний год контракта, но все равно надо доказывать свою состоятельность.
- Когда поняли, что не будете на задворках?
- Как только сезон начали. Первые десять игр вообще на первом месте шли. Потом остальные команды подтянулись. Чуть-чуть не получилось до плей-офф дотянуть.
- На мой взгляд, после победы над “Локомотивом” стало больше уверенности.
- В принципе, да. Но мы на каждый матч выходили и доказывали, что способны на многое. Такой прямо уверенности, что мы всех обыграем, не было. Мы просто играли, где-то везло, где-то я выручал, где-то Гиви, где-то ребята побольше забивали. И так мы стали выигрывать в начале чемпионата. Потом небольшой спад был. А так в каждой игре боролись.
- Тогда нападающие “Локомотива” не оставили на тебе живого места, очень много бросали, а ты пропустил всего одну.
- Тут, наверно, дело случая. В той игре мало пропустил. В некоторых играх меньше бросали, но я больше пропускал. Хорошо сыграл, и ребята помогли, ничего не давали сделать особенного сопернику.
-За счет чего удавалось вытаскивать тяжелые матчи? У вас не было легионеров, звездных игроков.
- За счет работы, самоотдачи, характера. У нас ребята-то тоже мастеровитые были.
- Почему случались крупные поражения? Это следствие тяжелого старта?
- Может быть из-за этого, ребята устали уже. Такой график, что уже не хватало сил, концентрации. Вот и получались счета не 1:2, 2:3, а 3:5. Голкиперам в этом плане было попроще. Мы играли с Георгием по очереди. Ни он, ни я не стояли все матчи подряд. Не сказать, что тяжело.
- Тем не менее, после оглушительный поражений вы могли собраться и победить. Пример с “Торпедо”, когда проиграли 0:6, а в ответном матче дома выиграли.
- Ну да, спорт же такая штука. Матч сыграл и забыл, уже настраиваешься на следующий.
- Какая игра была самой запоминающейся в этом сезоне?
- Много игр было. С “Локомотивом”, с “Барысом”, с “Магниткой”.
- В концовке чемпионата вам удалось одержать серию побед над лидерами: Уфой, Магнитогорском, Омском. Что можешь рассказать про эти матчи?
- Это были очень хорошие игры. Мы выходили играть только на победу, хотя уже и шансов на плей-офф было мало. Может там ребята перед плей-офф не нагружались.
- В прошлом сезоне вы трижды обыграли “Трактор”…
- … и я ни в одном из матчей не участвовал. Для нас это были обычные игры. Мы не готовились к ним как-то по-особеному.
- Как команда переносила потери ведущих игроков? Трудности сплачивали?
- Конечно. Ребята уходят, а нам что теперь горевать? Нам надо дальше играть, ничего страшного, может где-то это и подкосило в середине чемпионата, когда пять или шесть подряд проиграли.
- Если бы Иванов с Гусевым остались, то вы могли бы выйти в плей-офф?
- Могли бы, да. Да и без них могли. Теряли очки в таких играх, как против Тольятти, “Амура”. Если взять эти пять игр за весь чемпионат, где мы реально потеряли очки, то мы бы может в плей-офф вошли.
- Если заглянуть в будущий сезон, то в чем способна прибавить ваша команда?
- Думаю, в следующем году точно будем бороться за плей-офф.
Зуев, Езовских
- Что можешь рассказать о работе с Зуевым?
- Андрей Саныч личность известная. В целом его подход к тренировкам голкиперов не отличается от большинства, но это приносит плоды. Он умеет психологически подготовить к игре. Находит нужные слова, в зависимости от того, как складывается матч. Может порой и нецензурные.
- Как ты готовишься к матчам? В День игры ни с кем не разговариваешь?
- Такого нет. Конечно, настраиваешься, готовишься, прокручиваешь некоторые моменты. А так, что я закрываюсь где-то, такого нет. Только телефон отключаю. Там, в принципе, некогда разговаривать. Потренировался, покушал, поспал, а вечером игра.
-Когда Павел Езовских работал последний год в Челябинске, то на нем буквально поставили крест.
- Но он уехал работать на север и всем доказал, что является классным специалистом. С “Мамонтами Югры” далеко проходил в плей-офф. И теперь он стал главным тренером в КХЛ.
- Как он относится к игрокам, делит их по рангу или наоборот?
- Нет, он ко всем одинаково относится. Конечно, в команде есть лидеры. Но у него отношение ко всем одинаковое. Просто у кого-то больше игрового времени, у кого-то меньше.
- Могут ли игроки к нему обратиться не по хоккейным вопросам?
- Конечно, почему нет?
“У нас в команде сплоченный коллектив, нет группировок”
- Кто был лидером “Югры” в этом сезоне?
- Игорь Бортников, Костя Панов. Вообще многих можно перечислить. В каком смысле лидер? По очкам?
- Нет, тот, кто тащил команду в трудных играх.
- У нас все старались. Не было такого ярковыраженного лидера. Кто-то в один день забивает, кто-то в другой. Больше всех забивало звено, где играли Бортников и Панов, еще Гусев с ними выходил, пока не ушел.
- Про Игоря Бортникова хочется спросить отдельно. Лучший бомбардир команды стал еще и лидером по блокированным броскам. Довольно нетипично.
- Почему нетипично-то? Он и в большинстве играет, и в меньшинстве. Вот это пример мужского характера, когда ради победы готов поймать шайбу на себя. Это всю команду вдохновляло.
- Кто создает в раздевалке атмосферу?
- Да все почти. Все ребята общаются между собой, нет отдельных группировок. Коллектив хороший, сплоченный.
- Кто больше всех шутит?
- У нас два шутника: Артем Булянский и Женя Лапенков.
Работа с Валерием Белоусовым и Андреем Назаровым
- Ты успел поработать в “Тракторе” с Валерием Белоусовым, что можешь рассказать про него?
- Про него уже все, что можно рассказали. Великий тренер, человек хороший, спокойный, рассудительный. Играть у него в команде одно удовольствие.
- Он никогда не повышал голос на игроков?
- Бывало, что и повышал, но в основном он все спокойно объяснял.
- Работа с ним тебе многое дала?
- Мне-то как-раз-таки особо не дала - я толком особо не играл. Но сам подход к тем людям, которые играют у него очень хороший. Даже когда я был вторым вратарем, он подбадривал.
- В более ранние годы в “Тракторе” ты работал с Андреем Назаровым. Что запомнилось из того периода?
- Сумасшедшие предсезонки. Вратари делали все тоже самое, что и полевые игроки. Тренировались на общих основаниях. Андрей Викторович – полная противоположность Валерию Константиновичу. Вот он кричал и очень доходчиво.
- В 2009-м году ты сделал лучший сейв недели, когда проиграли ХК МВД – 0:7. А в этом году были такие моменты?
- В начале сезона играли против ЦСКА. Я выбивал шайбу клюшкой, она отскочила к защитнику армейцев, тот бросал уже в пустые ворота. Я в прыжке достал шайбу.
“Сорокин показывает не по годам зрелую игру”
- Следил ли ты за противостоянием голкиперов Сорокин-Кошечкин в финале Кубка Гагарина?
- Конечно. Думаю, что на данный момент это в принципе лучшие вратари в КХЛ.
- Илье Сорокину 21 год, а он уже играет в финале Кубка Гагарина первым номером.
- Это отличный вратарь. Со скольки лет он играет в КХЛ? Еще в Новокузнецке он показывал результат. ЦСКА его подписали, и в этом году Стас Галимов начал сезон неудачно. Поставили Сорокина, и он два раза сыграл на ноль. И в итоге дошел до финала. Когда команда хорошая, то там полегче выступать.
- Как считаешь, он показывает не по годам зрелую игру?
- Конечно. Он достойно выглядел против таких снайперов как Сергей Мозякин и Данис Зарипов. У любого хорошего вратаря, который может стоять, если ему дать игровое время, за сезон многое прибавляется. Если он вот так постоянно играет. И уверенность появляется, и опыта больше. Намного проще играть становится.
Детские годы, Америка, НХЛ
- Вспомним школьные годы. Когда вы поехали на Кубок Третьяка в Чикаго, не думали, что сможете выиграть?
- Для нас эта поездка носила больше туристический характер. Первый раз ездили в Америку. Но все равно хотелось выиграть. Мы там играли с дядями с такими. Но мы их обыграли и заняли первое место.
- Какие впечатления остались от Америки?
- Самые разнообразные. Как в новый мир попали. Я думаю, меня поймут все, кто первый раз приезжает за границу. Нас возили на разные экскурсии. Ездили в Торонто смотреть Ниагарский водопад. Особо не было свободного времени – постоянно игры, переезды. Еще нас водили на игру НХЛ “Чикаго” – “Ванкурвер”. У “Кэнакс” ворота защищал Петерис Скудра. В “Блекхоукс” играл Тони Амонти. Мы еще маленькие были, бегали по стадиону, там раздавали бесплатные кепки. Конечно, хоккей посмотрели, но больше кепок набрали.
- В финале вы играли против команды из Детройта, которую тренировал отец Сергея Федорова.
- Я так понял, что это была детская хоккейная школа в Детройте. Первую игру мы им проиграли. Но в итоге набрали равное количество очков и играли еще раз. 3:1 или 3:2 выиграли.
- Тебе пришлось тогда попотеть, ты стал лучшим голкипером турнира?
- Я там во всех играх потел. Американский хоккей даже на таком уровне совершенно другой. Ребята больше, сильнее, выше. А мы в то время больше играли в комбинационный хоккей, по-советски, в пас. И это принесло результат.
- Одно из значимых достижений на юниорском уровне – серебро финала первенства России с “Трактором-87”.
- На том турнире мы играли в старой потертой форме, дырявых гетрах, как и в Америке. А против нас выходили парни, одетые с иголочки. Но мы побеждали. За “Металлург-87” играли тогда многие, кто сейчас пробился в КХЛ и НХЛ: Николай Кулемин, Антон Худобин, Евгений Бирюков, Денис Мосалев, Ринат Ибрагимов. С ними мы сыграли 3:3. Проиграли тогда всего одну игру “Крыльям Советов-87”. За них играли Энвер Лисин и Михаил Юньков.
Автор: Дмитрий Никулин